Версия для слабовидящих A↑ 

Солерудниковская гимназия – уникальное образовательное учреждение,
в котором работают высококвалифицированные педагоги.
В гимназии созданы комфортные условия для обучения и воспитания учащихся.

Введение ФГОС проблемы, перспективы

На основании Распоряжения Министерства образования Иркутской области от 15.07.2010 г. № 570 – мпр «О проведении в 2010-2012 учебных годах эксперимента по введению ФГОС НОО в муниципальных образовательных учреждениях Иркутской области» и решение областного экспертного совета от 08.07.2010 г. статус «Пилотная площадка опережающего введения ФГОС НОО» присвоен МБОУ Солерудниковская гимназия С чего началась деятельность пилотной площадки? Во-первых: Была создана творческая группа, которая разработала план введения Федерального гос. Образовательного стандарта нач.общего образования на 2010-2012 г. по направлениям:

  • нормативное обеспечение введения ФГОС;
  • финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС;
  • кадровое обеспечение введения ФГОС;
  • информационное обеспечение введения ФГОС;
  • материально-техническое обеспечение введения ФГОС.

При составлении плана введения ФГОС основывались на методические рекомендации методиста ИПКРО методиста ИПКРО Любови Андреевны Чистяковой и опирались на Федеральный государственный образовательный стандарт 2 поколения. Изменения коснулись научно-методической работы, был составлен план работы кафедры начального обучения в соответствии с темой "Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."
Разработали Программу развития кафедры начального обучения. (тема "Совершенствование модели образовательного пространства через введение ФГОС второго поколения в начальной школе Солерудниковской гимназии")
Также был составлен план график повышения квалификации учителей начальных классов Солерудниковской гимназии по теме "Введение ФГОС НОО второго поколения" С мая 2010 г. началось обучение педагогов по данной теме через курсовую подготовку и научно-методические семинары. На май 2011 г. все педагоги начальных классов прошли курсы повышения квалификации по теме Федер.Гос. Образоват. Стандарт Нач.Общ.Образования.
Все учителя принимали участие в семинарах муниципального и регионального уровней.
Деятельность пилотной площадки началась с составления рабочих программ по предметам в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения;

  • составление программ внеурочной деятельности обучающихся по направлениям;
  • составление основной образовательной программы НОО МОУ Солерудниковская гимназия,
  • Разработан мониторинг введения ФГОС в образовательном учреждении
  • Составлен план трансляции опыта по введению ФГОС НОО.

Для экспериментального класса был составлен отдельный учебный план согласно базисному учебному плану образовательных учреждений Российской Федерации, куда включены 10 часов внеурочной деятельности.
Во время проведения занятий внеурочной деятельности для предупреждения перегрузок учитывались:

  • мотивационный аспект; т.е. обучающиеся могли выбрать занятие внеурочной деятельности по их интересам,
  • на занятиях внеурочной деятельности использовали разнообразные форм, соответствующие возрасту ( игры, творческие проекты, технические, художественные выставки, экскурсии, турниры, туристско-краеведческие походы и др.)
  • Обязательно на занятиях применялись динамические и валеологические паузы , время проведения занятий внеурочной деятельности не более 30 минут.

В гимназии проводится мониторинг деятельности обучающихся .

  • Учитель экспериментального класса и школьный психолог проводят оценивание достижений планируемых результатов освоения Основной образовательной программы начального общего образования.

Система оценивания позволяет

  • обучающимся – обрести уверенность в возможности успешного включения в систему непрерывного образования;
  • родителям – отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка;
  • учителям – выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях обучающихся.

Оценка достижений школьника определяется: через опросы и наблюдения учителей участие ученика в классной работе и при выполнении домашних заданий выполнение самостоятельных работ, творческих проектов, стандартных тестов Инструментом оценивания достижений обучающихся являются

  • "Волшебные линеечки" (шкалы)
  • "Цветовая сигнализация"
  • "Символы" Волшебная линеечка.

Как оценивать с помощью линеечек? Подробно об этом говорится в книге Г.А. Цукерман, К.Н. Поливановой "Введение в школьную жизнь". Проводится вертикальная линия. Отмечаются деления. Ученик показывает уровень крестиком - низкий уровень, средний, высокий, очень высокий или оптимальный.
У сильных учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых – низкая, преимущественно заниженная. Учитель показывает свою оценку на шкале. Символы "+" символизирует, что обучающийся знаю, умею, могу; "?" что-то вызывает сомнение; "-" - трудно, сложно.
Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. На родительском собрании родителям было предложено сформировать Портфолио.
Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающих формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Из чего состоит портфолио?
Это выборки детских работ — формальных и творческих; материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам; систематизированные материалы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями; материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) деятельности . Педагог оценивает изменения компетенций по предметным областям – проводит диагностики в начале года, на конец 1 полугодия и на конец года.
В конце года на каждого обучающегося заполняется лист достижений и технологическая карта, где расписаны критерии компетенций и результаты по каждому предмету. Учителю экспериментального класса существенную помощь оказывает психолог . Психолог осуществляет психологическое сопровождение процесса обучения Определяет уровень готовности обучающихся к учебной деятельности Проводит анкетирование родителей Изучает психологическую комфортность ребёнка в школе Психолог даёт методические рекомендации учителю по организации учебной деятельности. Подводя итоги работы пилотной площадки по введению ФГОС 2 поколения на 1 ступени обучения определили проблемы : отсутствие учебно-методической базы для введения ФГОС;(использовали УМК «Гармони») недостаточная материально-техническая база ; противоречие нормам Санпина: превышение нагрузки на обучающегося; В перспективе: Корректировка программ внеурочной деятельности в связи с сокращением часов на внеурочную деятельность в учебном плане. На 2011-2012 уч.год. Разработка сквозных программ внеурочной деятельности на первой ступени с целью непрерывности и преемственности в обучении. Введение ФГОС во 2 классе. обобщение и трансляция введения ФГОС .