Версия для слабовидящих A↑ 

Солерудниковская гимназия – уникальное образовательное учреждение,
в котором работают высококвалифицированные педагоги.
В гимназии созданы комфортные условия для обучения и воспитания учащихся.

Моя малая родина

 …И с гордостью скажу родному краю:
“Люблю и знаю, знаю и люблю
и тем полней люблю, чем глубже знаю!”
Ефремов Ю.К.

 

Одна из важнейших задач современности – повышение востребованности географических знаний при решении экологических и социально экономических задач как в масштабе всего государства, так в масштабе своей области и конечно своего поселка.
Содержание географического образования в школе формирует у школьников знания основ географического пространства и умения правильно ориентироваться в пространстве на глобальном и региональном уровнях. При этом в учебных программах на изучение своего региона отводится недостаточное количество времени.

Для реализации экологического, патриотического воспитания не менее важен материал, который бы содержал в себе полную информацию о малой Родине, т.е. о месте, где человек непосредственно проживает. Современные знания должны преподаваться с учетом местных особенностей.
Изучение своей «малой» Родины, ее природных и социально-экономических особенностей будет способствовать формированию у учащихся целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства на земле.

Сложность заключается в отсутствие на сегодняшний день необходимого материала, позволяющего удовлетворить подобный информационный запрос.
Проект «Моя малая Родина» направлен на организацию поисковой и исследовательской деятельности в образовательном процессе школы, позволяет получить нужный материал и использовать его для последующего изучения на уроках, внеклассных занятиях.

При реализации проекта предполагается организация совместной деятельности учащихся и педагогов. Таким образом, данный проект - это путь самореализации учащихся и учителей, возможность сотрудничества на равных, когда вместо традиционного «учитель-ученик» рождается «исследователь-исследователь», а это, показатель движения школы вперед.

 

Цель: способствовать формированию и развитию экологической, экономической культуры населения, через расширение диапазона знаний о состоянии природно-территориального комплекса п. Тыреть

Задачи:

1. изучить особенности природы, население и хозяйство, экологическое состояние окружающей среды своей малой Родины (п. Тыреть);
2. организовать поисковую и исследовательскую деятельность учащихся;
3. развивать у учащихся набор ключевых компетентностей: социальную, экологическую, экономическую, исследовательскую;
4. воспитывать у подрастающего поколения ценностные отношения к природному наследию родного края;
5. систематизировать добытую в ходе реализации проекта информацию в виде сборника;
6. популяризировать собранную информацию среди населения поселка.

Участники проекта: Учащиеся 5-11классов, педагоги-руководители кафедры естественных наук Солерудниковской гимназии. К участию в проекте могут привлекаться родители и другие заинтересованные лица.

Сроки контроля:
Предоставление отчетной информации ответственными за исполнение направлений проекта. Ежегодно (март), на заседании кафедры.

2. Основные направления реализации проекта.

В рамках проекта работа может быть организованна по нескольким направлениям:

I. Физико-географическая характеристика.

1. Географическое положение Определение положения пункта, территории по отношению к административным центрам, путям сообщения, указание границ, площадь, оценка географического положения.
2. Рельеф, полезные ископаемые. Исследование рельефа: геологическое строение. Какими породами сложена территория, какие полезные ископаемые связаны с ними. Крупные формы рельефа.
3. Климат. Общая характеристика; изменение температуры воздуха по сезонам, годам; осадки; ветра.
4. Внутренние воды. Их разнообразие. Зависимость между режимом, характером течения реки, рельефом и климатом. Роль внутренних воды в жизни населения.
5. Почвы. Основные типы почв их характеристика, использование почв, их влияние на урожайность. Меры по повышению плодородия и охране.
6. Растительный и животный мир. Видовое разнообразие, факторы его определяющие. Редкие виды растений и животных. Биологические ресурсы, их использование. Меры по охране растительного и животного мира.
7. Типичные природные комплексы. Закономерное сочетание компонентов живой и неживой природы. Луг, болото, река, смешанный лес.

II. Экономико-географическая характеристика.

1. Население. Численность. Трудовые ресурсы, религиозный и национальный состав, основные занятия.
2. Промышленность. Виды промышленности, выпускаемая продукция и ее потребители.
3. Сельское хозяйство.
Сельскохозяйственные угодья, их структура; земледелие и животноводство.
4. Транспорт. Виды транспорта их характеристика, значение.
5. Экономические связи и перспективы развития п.Тыреть.

III. Загрязнение окружающей среды. Охрана природы.

 

1. Экологическое окружение п. Тыреть. Антропогенное загрязнение окружающей среды.
2. Природоохранная деятельность. Меры по рациональному использованию природных ресурсов и охране воздуха, вод, животных, растений, типичных природных комплексов.

8. Этапы реализации проекта.

2009- 2010года - I этап (организационный), 
2010- 2015 годы - II этап (основной),
2015 -2016 год - III этап (итоговый).

I этап. Организационный. Разработка проекта, изучение уровня информированности населения об особенностях природы родного края, создание мотивационных, научно-методических, материальных условий, обеспечивающих реализацию проекта. Ознакомление с проектом педагогического и ученического коллективов, общественности. Создание творческих групп по направлениям проекта. Изучение группами планов реализации проекта, его корректировка (при необходимости).
II этап. Основной. Реализация проекта, изучение особенностей природы, населения и хозяйства, экологического состояния окружающей среды родного края.
III этап. Итоговый. Анализ, систематизация, популяризация материалов, собранных в ходе реализации проекта. Проведение заключительной диагностики соответствия результатов поставленным задачам.