Версия для слабовидящих A↑ 

Солерудниковская гимназия – уникальное образовательное учреждение,
в котором работают высококвалифицированные педагоги.
В гимназии созданы комфортные условия для обучения и воспитания учащихся.

Памятки для логического мышления

I. Как давать определение понятию.
Понятие — знание о сущности явления. Определить поня­тие — значит кратко раскрыть содержание, т.е. ответить на вопрос «Что это такое?»
1.  Найди более общее (родовое) понятие. 
2.  Установи основной отличительный (видовой) признак.   
3.  Составь из этих двух элементов формулировку определения.
 
II. Как делать сравнение.
Сравнение — установление общего и различного.
1. Сопоставь определения двух предметов (или явлений).      
2. Установи их общие существенные признаки.      
3. Определи существенные различия между ними.      
4. Сделай вывод, вытекающий из их сравнения.
 
III. Как делать анализ.
Анализ — мысленное расчленение целого на части, выде­ление отдельных частей, признаков, свойств.
1. Мысленно расчлени предмет (явление) на отдельные составные части, имеющие определенное функциональное значение.     
2. Постарайся обнаружить в выделенных частях характерные особенности, признаки, свойства.     
3. Подумай и попытайся объяснить причины такого расчленения целого на части.
 
IV. Как проводить синтез.
Синтез — мысленное соединение отдельных частей, при­знаков в единое целое.
1. Прежде всего выясни, на основе чего происходит соеди­нение изучаемых явлений (предметов) в единое целое.     
2. Проанализируй каждое явление, выделяя самое существенное в нем.     
3. Объедини данные явления по наиболее существенным признакам в единое целое.
 
V. Как строить доказательство.
Доказательство - обоснование истинности (или ложности) какой-либо мысли.
1. Уясни себе, сформулируй мысль, истинность которой требуется, доказать.      
2. Приведи и разъясни доводы (аргументы), подтверждающие данную мысль.      
3. Сделай вывод, завершающий доказательство.
 
VI.  Как делать обобщение.
Обобщение — выделение и объединение самого главного в изучаемом материале.
1. Найди наиболее важные моменты в рассматриваемом материале.      
2. Установи связь между ними.
3. Сформулируй общий вывод.
 
VII.  Как проводить систематизацию.
Систематизация — сведение изученных знаний в опре­деленную систему.
1. С помощью анализа и синтеза выдели существенные при­знаки рассматриваемых явлений и установи связи между ними.   
2. Путем сравнения установи, какие из этих признаков яв­ляются общими для ряда однородных предметов (явлений).
3. Путем обобщения объедини однородные явления в одну группу.
4. Проведи, если необходимо, классификацию систематизируемых явлений, т. е. раздели их на группы по общему для каждой группы признаку.