Версия для слабовидящих A↑ 

Солерудниковская гимназия – уникальное образовательное учреждение,
в котором работают высококвалифицированные педагоги.
В гимназии созданы комфортные условия для обучения и воспитания учащихся.

Организация труда

I. Как нужно работать.
1. Перед тем, как приступить к работе, ее нужно продумать, предвидеть последствие — конечную модель — и всю последовательность рабочих приемов.
2. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего, чтобы не искать нужное среди ненужного.
3. Все должно быть расположено в продуманном, по возможности раз и навсегда установленном порядке.
4. Если работа не идет, не нужно горячиться, лучше сделать перерыв, подумать и взяться за нее еще раз, но спокойно, сдерживая себя, даже немного снизив темп работы.
5. За работу никогда не следует приниматься сразу, в нее надо входить постепенно. Голова и тело потом сами заработают интенсивно.
 
II. Рационально организуй свой труд.
1. Начинай работу отдохнувшим. Лучше всего обеспечивает отдых кратковременный сон или 1,5-2-часовое пребывание на воздухе (игры, спорт, прогулка, физический труд).
2. Прежде чем начинать работу, дай себе отчет, что ты должен сделать, сколько это займет времени; наметь порядок работы.
3. Помни, что наиболее высокая производительность труда наступает через 20—30 минут после начала работы. Более сложную работу целесообразно выполнить именно в это время. Более простую и интересную — в конце. Но если ты с трудом входишь в работу, полезно начинать ее с более интересных заданий.
4. До начала работы приготовь все, что понадобится для ее выполнения.
5. Старайся в процессе работы придерживаться намеченного плана.
6. Первый час работай без перерыва. В последующее время необходимо делать 5—10-минутные перерывы через 40—50 минут работы.
7. Выполненное задание убери со стола, чтобы оно не мешало.
8. Если какое-либо задание не можешь выполнить сразу, не расстраивайся, отложи его, попытайся сделать его через некоторое время.
 
III. Как рационально работать над домашними заданиями.
1. Прежде чем приняться за выполнение задания, четко сформулируй для себя цель, которую надо достичь. Добиваться достижения определенной цели намного увлекательней, чем просто «учить уроки».
2. Формулируя цель, дай себе отчет, что тебе даст выполнение задания.
3. Не торопись обращаться к учебнику. Вспомни, что ты знаешь по этому вопросу, что читал, что слышал. Посмотри записи в тетради: они помогут восстановить в памяти объяснение.
4. Обращайся к учебнику только с определенной целью. При чтении учебника обращай внимание на главное, а также на тот материал, который при предварительном обдумывании был забыт. Подчеркни (карандашом, аккуратно) то, что представляется особенно важным.
5. Ответь на вопросы к параграфу.
6. Попытайся мысленно (или на бумаге) составить план изученного.
7. Если тебе нужно выполнить упражнение, повторяй теоретический материал в процессе работы над ним, осмысляя под углом зрения теоретических положений ход всех своих действий.
8. При работе над выступлением, докладом, сочинением:
прочитай внимательно тему; подумай над замыслом работы; вспомни все, что ты знаешь по теме; составь примерный (рабочий) план, обдумай его, уточни;
подбери литературу; выбери из источников основной;
знакомясь с литературой, делай по мере необходимости выписки из нее;
после знакомства с литературой еще раз уточни план работы;•-'
отбери материал к каждому пункту плана;
после написания работы самокритично прочитай ее, исправь отмеченные недостатки, проверь все написания, а затем перепиши начисто.
 
IV. Учись слушать.
1. Приведи в порядок рабочее место, чтобы ничто не отвлекало внимание.
2. Настройся на восприятие материала, прими удобную позу. Помни: когда расслаблено тело, расслабляется и внимание.
3. Вникни в формулировку темы (урока, лекции или выступления).
4. Осознай поставленную цель.
5. Если предложен план выступления (лекции или урока), изучи его и внимательно следи по нему за логикой изложения материала.
6. Сопоставляй услышанное с уже имеющимися знаниями.
7. Выдели в выступлении (лекции или уроке) основную мысль, главные положения по возможности запиши, соотнеси их с темой.
8. Помни, что помочь усвоению услышанного материала, выделению в нем главного могут интонации говорящего, будь внимателен к ним.
 
V. Как записывать услышанное.(лекцию, доклад, выступление, объяснение на уроке и т. п.)
I вариант
1. Не начинай записывать материал с первых слов выступающего, сначала выслушай высказываемую им мысль до конца и постарайся понять ее.
2. Приступай к записи тогда, когда учитель (выступающий), заканчивая изложение одной мысли, комментирует ее или обобщает сказанное.
3. Не старайся записывать материал дословно: при этом обычно теряется главная мысль.
4. При записи сокращай слова, некоторые из них можно обозначать условными значками. После сокращений оставь место, чтобы закончить записи дома (или после урока).
5. Если в лекции (выступлении), встретились непонятные мысли, слова, оставь место в тетради, чтобы после урока (выступления) уточнить их у учителя и записать.
6. При записи соблюдай общепринятые правила: дели текст на абзацы, пиши их с красной строки, выделяй главное подчеркиванием, цветом, рамками и т. п., пользуйся нумерацией.
7. Постарайся в ближайшие дни обработать запись: допиши текст, расставь правильно знаки препинания, исправь стилистические неточности, выдели главное и т. д.
 
II вариант
1. Не записывай с первых слов выступающего, не уяснив смысла сказанного, не осознав главной мысли.
2. При записывании постарайся кратко сформулировать сначала главную мысль и записать ее.
3. Записывай спокойно, не бойся что-нибудь пропустить; оставь место, чтобы потом дополнить запись, спросив о пропущенном у учителя или товарища.
4. При записи целесообразно оставлять «поля», на которых затем можно сделать дополнения и уточнения.
 
VI. Как легче запомнить материал.
1. Поставь цель запоминания.
2. Выдели главную мысль запоминаемого материала (высказывания, текста).
3. Мысленно разбей текст на части, установи логическую связь между ними.
4. В каждой части также выдели главную мысль, основные положения, найди сходства и различия между ними, связь с ранее изученным.
5. Формулировки понятий, правила старайся при повторении не изменять, остальной текст пересказывай своими словами.
6. При повторении не заглядывай без нужды в текст, старайся воспроизвести его по памяти; запоминание зависит не от количества повторений, а от осмысления усваиваемого материала.
7. После работы над частями текста перескажи весь текст.
8. Повторяй по «горячим следам», т. е. на следующий день после заучивания, так как забывание идет наиболее быстро в первые дни.
9. Будь внимателен. Недаром говорят: «Внимание — резец памяти; чем оно острее, тем глубже следы».
 
VII. Требования к речи школьника (устной и письменной).
1. Помни, что говорить (или писать) следует на определенную тему, соблюдая ее границы, не осложняя свое высказывание лишним материалом.
2. При подготовке высказывания на определенную тему определи сначала основную мысль ее и отбери существенные факты и сведения, которые позволят наиболее полно раскрыть ее.
3. Излагай материал логично и последовательно, т. е. устанавливая причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делая необходимые обобщения и выводы.
4. При построении своего высказывания помни о том, кому оно адресовано и с какой целью, старайся использовать необходимые языковые средства для его оформления.
5. Говори достаточно громко, соблюдая логические ударения, паузы, правильную интонацию.
6. Письменные высказывания оформляй чисто и аккуратно, соблюдая орфографические, пунктуальные и грамматические нормы.
 
VIII. Какой должна быть хорошая речь.
Основные требования, как выполнять эти требования:
1. Содержательной Продумай тему и основную мысль своего высказывания; раскрывай их полно, конкретно, но не говори и не пиши лишнего.
2. Логичной
3. Правильной
4. Точной, чистой лексические средства языка, употребляй самые подходящие слова (соответственно теме и стилю высказывания). Старайся обогатить свой словарный запас: записывай и запоминай новые слова, употребляй их в речи. Избегай употребления жаргонизмов, диалектных слов.
5. Богатой Используй разнообразные (по смыслу, форме) слова и предложения, интонационное богатство русской речи. Старайся не повторять одни и те же слова, похожие предложения, подбирай нужные синонимы, синонимические конструкции.