Версия для слабовидящих A↑ 

Солерудниковская гимназия – уникальное образовательное учреждение,
в котором работают высококвалифицированные педагоги.
В гимназии созданы комфортные условия для обучения и воспитания учащихся.

Памятки по организации работы с источниками

1. Как читать книгу.
I вариант
1. Помни совет Н. К. Крупской «Лучше читать немного, но основательно».
2. Составь план чтения, перечислив в нем книги, которые ты хочешь прочитать.
3. Для предварительного знакомства с книгой просмотри данные, приведенные на ее титульной странице, аннотацию, оглавление.
4. Старайся глубже понять содержание книги, для чего выделяй главные мысли и следи, как они раскрываются, обосновываются.
5. В ходе чтения применяй различные формы записи: цитаты, выписки, план, тезисы, конспект, реферат.
6. Встретив в книге незнакомое слово, обязательно узнай, что оно означает; систематически пользуйся энциклопедиями, словарями, справочниками.
7. Прочитав книгу, подумай, чему новому она научила тебя.
 
II вариант
1. Сначала бегло просмотри содержание всей книги (статьи, монографии). Дай себе отчет, насколько этот материал тебе нужен, на какие вопросы он поможет тебе ответить.
2. Приступай к вдумчивому чтению.
3. При чтении:
отмечай основные идеи (мысленно или карандашом);
следи, как они развиваются, доказываются (попытайся их сопоставить с теми знаниями, которые у тебя есть);
эти «смысловые единицы», «опорные пункты» можешь пронумеровать (потом выписать);
дай себе отчет о связи между «единицами», выдели главные из них, второстепенные, уясни их последовательность, реши, насколько она удачна;
дай отчет в основной, ведущей идее работы; вырази свое отношение к ней.
4. При сложном материале нужно еще раз вернуться к вторич¬ному просмотру наиболее трудных мест, выкладок, доказательств.
5. В конце работы, если нет смысла конспектировать ее содержание, нужно сделать записи основных идей.
6. При самостоятельной работе над книгой (статьей) не увлекайся фактами, но стремись все их запомнить. Знай, что основной смысл твоей работы заключается в овладении новыми идеями, которые ты всегда можешь иллюстрировать своими примерами. Пометки, которыми можно пользоваться при чтении:
! — полное согласие с мнением автора («сильно сказано!»);
? — сомнение; высказанная мысль подлежит доказательству; несогласие;
?! — удивление, недоумение;
8ю — правильно говорится;
N13 — («нота бене») весьма важно, обратить особое внимание;
V — самое главное.
 
2. Как работать с учебником.
1-й вариант
1. Материал учебника читай не спеша, по абзацам.
2. Старайся понять и осмыслить каждое слово; встретив незнакомое слово, обязательно выясни его значение.
3. Внимательно обдумай прочитанное, выдели основную мысль.
4. Кратко сформулируй (устно или письменно) основную мысль каждого абзаца - получишь план изучаемого материала.
5. Правила, определения, слова, выделенные особым шрифтом, постарайся запомнить.
6. Закрыв учебник, повтори изученное по составленному плану.
 
2-й вариант
1. Работай с заголовком! Прочитав заголовок, остановись!
Сформулируй для себя, о чем пойдет речь в тексте.
Вспомни все, что ты уже знаешь на эту тему.
Поставь вопросы, на которые, по твоему мнению, в тексте будут даны ответы.
Попытайся дать на эти вопросы предположительные ответы до чтения текста.
После этого приступай к чтению. Читая, сопоставляй выдвинутые тобой предположения с реальным содержанием текста.
2. Работай с текстом! Обращай внимание на непонятное в тексте.
Читая, следи, есть ли в тексте непонятные слова и выражения. Если есть, найди к ним объяснения в словарях или обратись с вопросами к тем, кто это может знать.
Непонятным может быть само содержание текста. Подумай, не связано ли это непонимание с пройденным, но плохо усвоенным материалом. Подумай, что именно из старого материала мешает пониманию, и повтори его. А может, текст станет понятным, если разобрать конкретные примеры.
3. Веди диалог с автором!
По ходу всего чтения ставь вопросы к тексту и выдвигай свои предположения о дальнейшем его содержании.
Проверяй свои предположения в процессе чтения. Если ты не можешь найти ответ на свой вопрос, помни, что в тесте его может и не быть. Тогда попытайся найти недостающие сведения в других источниках.
4. Выделяй главное!
Читая текст, старайся отделить в нем главное от второстепенного. Обдумай, в какой части текста выражена главная мысль, а что эту главную мысль поясняет или дополняет. .
По ходу чтения составляй план (устный или письменный) или конспект текста.
Составляй схемы, таблицы, отражающие существенные моменты в тексте.
В случае необходимости делай выписки.
Рассмотри все данные в учебнике примеры и придумай свои. Старайся представить себе то, о чем читаешь.
5. Запоминай материал!
Объясни себе, в чем связь мыслей — пунктов твоего плана.
Перескажи текст по плану.
Ответь на вопросы учебника или записанные в тетради.
6. Проверяй себя!

3. Как пользоваться словарем.
1. Прежде чем пользоваться словарем, попробуй сам определить смысл незнакомого слова, а затем сверить значение его по словарю.
2. Подумай, в каком словаре ты можешь найти объяснение необходимого слова. Для выяснения смысла непонятного тебе русского слова следует обратиться к толковому словарю (например, к «Словарю русского языка» Ожегова С. И. или 4-томному «Толковому словарю русского языка» под ред. Ушакова Д. И.). При переводе с одного языка на другой следует пользоваться переводным словарем (русско-белорусским, англо-русским и др.). При чтении периодики целесообразно использовать «Словарь иностранных слов» или «Политический словарь». Происхождение географических названий поможет выяснить «Топонимический словарь».
3. Чтобы быстро найти в словаре нужное слово, вспомни алфавит, т. к. все слова в словаре расположены в алфавитном порядке (сначала по первой букве слова, затем по второй и т.д.).
4. Помни, что в большинстве словарей в начале страницы указаны (жирным шрифтом) слова, которыми начинается и кончается данная страница, либо первые три буквы этих слов. Это облегчит тебе поиск нужного слова.
5. Иногда слово имеет не одно, а несколько значений, и все они приводятся в словаре. Прочитай их внимательно, чтобы определить, в каком значении употреблено непонятное тебе слово (в данном контексте).
6. Помни, что в целях экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде. Разъяснение к системе сокращений дается обычно в начале словаря.

4. Как читать газету.
I вариант
1. Чтение газет должно быть регулярным, став твоей ежедневной потребностью.
2. Начинай чтение газет с беглого просмотра заголовков, чтобы определить, какой именно материал необходимо прочитать.
3. Старайся понять сущность и значение сообщаемых газетой фактов, анализируй их, раскрывая проявляющиеся в них законы (закономерности) общественного развития.
4. Полученные в школе знания применяй для более глубокого усвоения газетного материала, а этот материал используй на уроках.
5. Для систематизации газетных сообщений, для лучшей подготовки к проводимым в классе политинформациям полезно делать вырезки и выписки из газет.
6. При чтении газет используй «Политический словарь» и другую справочную литературу, а также «Атлас мира».
II вариант
1. Читай газету каждый день; она расскажет тебе о важных событиях, происходящих в нашей стране и за рубежом.
2. Прежде чем читать газету, ознакомься с заглавиями статей, это поможет тебе выбрать самый важный и интересный материал.
3. Обязательно прочитай передовую статью, определяющую важнейшие задачи сегодняшнего дня.
4. Читай каждую статью внимательно, выделяй главное, новое для себя.
5. Обращай внимание на непонятные слова, работай со словарем.
6. При чтении газеты используй карту.

5. Как комментировать газетные сообщения?
1. Какова тема сообщения?
2. Что тебе известно об упоминаемых в сообщениях политических партиях, организациях, деятелях? Охарактеризуй их.
3. В какой обстановке (экономической, политической) происходит данное событие? Какова связь события (явления) с конкретной обстановкой? Каковы общие и непосредственные причины события? Как развивалось событие (явление) до настоящего времени? Какие закономерности или существенные черты современного развития проявились в событии? Охарактеризуй его сущность.
4. Известны ли тебе другие подобные события, происходившие в данной стране за последние годы? Является ли событие, о котором сообщает газета, обычным для данной страны или его следует рассматривать как исключение? Попытайся определить общие черты такого рода событий (явлений).
5. Дай классовую оценку событию. Интересам каких классов и социальных слоев отвечает данное событие? Каковы тенденции развития события? Каковы могут быть его результаты, последствия, влияние на обстановку?
6. Сделай вывод о значении события, каковы его уроки?